Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Жлобинщина в годы войны

Дата: 6 мая 2014 в 14:13, Обновлено 6 мая 2014 в 14:16

Как и по всей Беларуси, на территории Жлобинского района   начала развертываться  всенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков.

Первые попытки создать партизанский отряд были предприняты попавшими в окружение  красноармейскими частями. В сентябре 1941 г. в районе деревни Антоновка группа солдат и офицеров объединилась в партизанский отряд имени Котовского. Возглавил его офицер Красной Армии Н. Коленченко. Первоначально отряд насчитывал 32 бойца, затем пополнился местными жителями. С октября отряд стал пробиваться на восток, передислоцировался в район Быхова, а затем в Орловскую область.

Заново партизанские отряды на Жлобинщине стали создаваться с сентября 1942 г., когда уже действовали Центральный и Белорусский штабы партизанского движения.

Для руководства партизанским движением и подпольем Гомельский обком КП(б)Б создал Жлобинский районный подпольно-партийный центр. В сентябре 1942 г. ЦК КП(б)Б направил во главе самостоятельных групп Д. Шибинского в Стрешинский, И. Кришнева в Жлобинский районы. 24 сентября обе эти группы объединились в один партизанский отряд «Смерть фашизму» (командир – И. Кришнев, комиссар – Д. Шибинский).

Своей главной задачей партизаны ставили нанесение урона коммуникациям и живой силе противника.

Первыми боевыми акциями осени-зимы 1942 г. стали взрыв моста через реку Ола, подрыв паровоза на перегоне Ящицы-Шатилки и поезда с живой силой противника на перегоне Жлобин-Хальч, подрыв водонапорной башни на станции Солтановка. В конце 1942 г. партизаны уничтожили немецкий гарнизон в Мормале, а в марте следующего 1943 г. разгромили гарнизоны в Толстыках, Луках, Радуши. Через месяц партизанами был подорван спиртзавод в Солтановке.

Рост партизанского движения в районе привел к образованию новых формирований – партизанских бригад – «Железняк» и имени П. Пономоренко. Они действовали не только в Жлобинском и Стрешинском районах, но и далеко за их пределами, нанося врагу ощутимый урон.

С весны 1943 г. в левобережной части района стал действовать отряд №256 10-й Журавичской бригады. В конце апреля они разгромили немецкий гарнизон в д. Четверня. Комендант и 60 гитлеровцев были убиты, 118 человек взято в плен.

Особое внимание уделялось железнодорожным коммуникациям в тылу немецких войск. Основной тактикой партизан на железных дорогах были действия небольших мобильных диверсионных групп, которые наносили значительный урон и оставались неуловимыми. Так, за весну – начало лета 1943 г. в Жлобинском районе было совершено 15 диверсий. Об одной из них 8 июня 1943 г. на всю страну сообщило Совинформбюро: «Партизанский отряд «Железняк», который действует в одном из районов Гомельской области, подорвал 2 эшелона противника. Разбиты паровоз, 11 вагонов с войсками, 2 платформы с зенитными пушками».

Активизация партизан и наносимый ими ощутимый удар по коммуникациям вынудили противника принять новые меры по усилению тыла. Весной 1943 г. в населенных пунктах вдоль железной дороги Гомель – Жлобин были расположены дополнительные гарнизоны. В период с 14 по 27 апреля 1943 г., при поддержке авиации и артиллерии, была проведена специальная карательная акция против партизанского отряда « Смерть фашизму». Но народные мстители не испугались и сами нанесли ощутимый удар по врагу.

С наступлением коренного перелома в ходе войны и после перехода военной инициативы к Красной Армии, действия партизан на тыловых коммуникациях врага стали частью стратегических наступательных операций. Эта страница партизанской борьбы получила название «рельсовая война». Первый ее этап пришелся на 3 августа – 15 сентября 1943 г. – на период подготовки и проведения Курской битвы. План «рельсовой войны» был разработан Центральным штабом партизанского движения.

Жлобинский железнодорожный узел имел важнейшее значение в тылу немецкой группировки «Центр» — только в направлении Жлобин-Гомель ежедневно проходили более 40 военных составов. Поэтому в проведении «рельсовой  войны» он не мог остаться в стороне. Уже в первый день операции, 3 августа, партизаны заняли позиции на участке между Жлобином, Солтановкой, Шатилками, Бобруйском. Ночью здесь прогремели множественные взрывы. В результате этой широкомасштабной операции движение через железнодорожный узел было парализовано на несколько дней. В последующие дни и месяцы диверсии на железной дороге только нарастали. Так, за август – сентябрь на участках от Жлобина до Гомеля и Калинковичей  было взорвано около полутора тысяч рельсов.

Рост партизанского движения  в районе привел к образованию новых формирований – партизанских бригад – «Железняк» и имени П. Пономаренко. Они действовали не только в Жлобинском и Стрешинском районах, но и далеко за их пределами, нанося врагу ощутимый урон.

Одержав победу в Курской битве, войска Красной Армии начали наступление на обширном фронте. В результате летнего (1943 г.) наступления войска Центрального фронта вступили на землю Беларуси и вышли на правый берег Днепра. Отступая, враг должен был считаться с тем, что этот берег между Речицей и Жлобином в значительной степени контролировался народными мстителями. Важнейшие дороги, по которым можно было отступить, проходили через партизанскую зону. В многих местах они были перерыты, завалены деревьями и заминированы. Учитывая все это, фашистское командование решило нанести удар по партизанам, имея намерение рассеять их и создать свободный проход для своих частей.

24 октября 1943 г. была начата крупнейшая карательная операция. Силами двух дивизий фашисты выступали из районов Василевичей и Речицы. Семь партизанских отрядов заняли оборону по правобережью Березины и удерживали этот участок до 1 ноября. Действия велись в координации с наступающими советскими войсками. Около деревни Глушица была расчищена посадочная площадка, где в конце октября были приняты два первых самолета фронтовой авиации. Они доставили боеприпасы и увезли раненых. После того, как все боеприпасы были использованы партизанами, они отошли на левый берег Березины.

В середине ноября 1943 г. партизаны бригад  имени П. Пономаренко, имени Г. Котовского и «Железняк», по приказу фронтового командования, перекрыли и удерживали дорогу из Речицы на Горваль и Шатилки, по которой немецкие части рассчитывали отступать для объединения с войсками под Гомелем. 19 ноября, когда передовые части Красной Армии подходили к Горвалю, партизаны ворвались в местечко. Они прижали противника к реке и вынудили его к панической переправе. В результате в руки партизан попали более сотни автомобилей с боеприпасами, провиантом и обмундированием, а так же паром и понтонное оборудование. Несмотря на неоднократные попытки немцев форсировать Днепр и вновь занять Горваль, партизаны смогли в течение пяти суток удержать его до подхода частей 48-й армии.

В те же дни, вверх по течению реки, у деревни Отрубы, формирования Красной Армии и подошедшие к ним партизаны «железняковцы» — в течение двух суток, до 24 ноября, сдерживали атаки противника и смогли под огнем наладить понтонный мост для переправы советских войск.

Параллельно с партизанами действовали подпольные группы. Первые из них возникли уже в октябре 1941  г. Первые месяцы своей деятельности подпольщики всю свою энергию направляли на то, чтобы поднять моральный дух советских людей, которые оказались на временно оккупированной территории, укрепить веру в победу над ненавистным врагом, показать сущность немецкой пропаганды. Подпольщики принимали сводки Совинформбюро, писали большое количество листовок, расклеивали их по городу, устно рассказывали людям правду. Подготавливаясь к более эффективным действиям, собирали оружие, боеприпасы, запасались медикаментами.

Подпольные группы в городе сформировались в паровозном депо, типографии, больнице. Одной из первой возникла группа на железнодорожном узле в октябре 1941 г., возглавляемая  Т. Миненков. Членами группы и их друзьями было собрано на полях летних боев около Жлобина и передано партизанскому отряду «Смерть фашизму» 50 винтовок, около 200 мин, 4 ручных пулемета, 2 пушки и большое количество патронов. Члены этой группы переправляли к партизанам бывших военнослужащих, бежавших и фашистских концлагерей, и тех, кто желал с оружием в руках сражаться с врагом.

С апреля 1942 г. на железнодорожном узле действовала  патриотическая группа, созданная по инициативе разведчиков воинской части № 38629, которой руководил Д. Нижников. Их задачей было передача партизанам сведений о движении вражеских эшелонов по станции Жлобин. (Благодаря Д. Нижникову сохранились оригиналы записей, которые находятся в Жлобинском историко-краеведческом музее.)

Большое место в патриотическом движении города занимала подпольная комсомольско-молодежная группа М. Елисеева. Костяком ее являлись бывшие школьники старших классов г. Жлобина, ранее входившие в состав истребительного батальона. Это М. Елисеев, И. Исаенко, А. Николаев, В. Широкий, А. Губарев, А. Валько, К. Веремейчик и др. Вступая в группу, каждый ее член давал клятву бороться с врагом до последней капли крови, строго сохранять тайну, добросовестно выполнять все поручения. Работая в паровозном депо, патриоты использовали любую возможность вредить врагу – ломали оборудование, рабочий инструмент, сыпали песок в буксы.

В начале августа 1943 г. в депо поступил новый паровоз под номером 2514 серии 58. Таких паровозов до этого времени не было. Как и всякая новинка, он притянул внимание рабочих. Группами и по одному те подходили к локомотиву, осматривали его, обменивались мнением. Через несколько дней в толпе около паровоза оказался и подпольщик Ф. Елисеев. Он незаметно закрепил взрывчатку, произошел взрыв и новый паровоз вышел из строя. (За годы фашистской оккупации подпольщики Жлобинщины взорвали 53 паровоза.)

Большую работу проделала подпольная группа врачей. Они оказывали медицинскую помощь населению, военнопленным, выдавали фиктивные справки о болезнях жителей города и района, передавали медикаменты и перевязочные материалы партизанам. Среди них особой активностью выделялся врач В. Лобанов. Работая в сельской больнице, ему удавалось прятать в ней бывших  военнопленных, а затем переправлять в партизанский отряд.

Более 24 подпольных групп действовало в годы войны на оккупированной территории Жлобинщины. Некоторые были раскрыты фашистами, их патриоты схвачены и зверски замучены. Но на месте погибших бойцов становились новые и борьба продолжалась. Почти все группы свернули свою деятельность осенью 1943 г. и влились в ряды советских партизан, а затем и Красной Армии.

Много славных дел на счету у партизан и подпольщиков Жлобина. Они разрушали коммуникации, транспортные средства врага, пускали под откос эшелоны с живой силой и техникой противника (свыше 115 эшелонов), жгли воинские склады, наносили неожиданные удары по фашистским войскам, громили полицейские участки. Например, только партизаны бригады имени Железняка в период с 7 мая по 25 ноября 1943 года уничтожили в боях 610 гитлеровских солдат и офицеров, взорвали 36 шоссейных мостов, 68 автомобилей и много другой техники врага.

На территории Жлобинского района действовало около трех тысяч партизан и подпольщиков. Родина высоко оценила подвиги народных мстителей: многие из них награждены орденами и медалями.

Жлобину, пожалуй, как ни одному другому белорусскому городу, выпала суровая доля испытаний в годы Великой Отечественной войны. Его освобождали трижды. Первый раз это было 6 июля 1941 года. В тот день частями 117-й стрелковой дивизии под командованием 
И. Л. Хижняка оккупанты были выбиты из города. К сожалению, силы были не равными, и вскоре город снова захватили фашисты. Но ненадолго. 13 июля воины 154-й стрелковой дивизии под командованием полковника Я. С. Фоканова, форсировав Днепр, нанесли противнику мощнейший удар, выбили его из Жлобина и отбросили на запад более чем на 30 километров.
Советским Жлобин оставался до середины августа. Всего месяц, но как много и дорого это было тогда. Второе освобождение Жлобина позволило вывезти в тыл значительное количество людей и материальных ценностей. Достаточно сказать, что только через станцию Ящицы и Калинковичский железнодорожный узел с армейских складов, базировавшихся в районе, удалось вывезти на фронт свыше пяти тысяч вагонов с боеприпасами. Как важны были эти мины и снаряды в то время, когда враг рвался к Москве!
Только к середине августа 1941 года, когда части 63-го стрелкового корпуса во избежание полного окружения вынуждены были отойти на восточный берег Днепра, гитлеровцы снова захватили город. Над Жлобином опустилась темная ночь оккупации. Но жители района не склонились перед захватчиками. Здесь действовало подполье, было организовано сильное партизан-ское движение.
Окончательное освобождение Жлобинщины от немецко-фашист-ских захватчиков началось в ноябре 1943 года. Тогда в ходе Гомельско-Речицкой наступательной операции войск Белорусского фронта фашисты были выбиты из город-ского поселка Стрешин, деревень Шихов, Липы, Марс, Первомай-ский, Косаковка. Они были первыми населенными пунктами Жлобинского района, освобожденными от врага. Самим Жлобином войска 1-го Белорусского фронта овладели 26 июня 1944 года. В этот же день столица СССР от имени Родины салютовала доблестным войскам двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
— Здесь шли очень ожесточенные бои, — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Ю. М. Акивис, приехавший в Жлобин на юбилейные торжества из Клайпеды. — Только наша 102-я Дальневосточная гвардейская дивизия в ходе боевых действий потеряла свыше 5600 бойцов. И когда у меня спрашивают, почему каждый раз стремлюсь сюда приехать, я отвечаю, что здесь моя земля. Земля, политая моей кровью и кровью моих однополчан. И пока могу, буду всегда приезжать в Жлобин.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.