Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Самообразование

Дата: 28 марта 2014 в 21:20, Обновлено 28 марта 2014 в 21:21

Этапы организации самообразования педагогов 

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Роль методической службы в организации самообразования педагогов

Савкина О.Н., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)

Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

Что обеспечивает успех моей деятельности?

Что влияет на ее результат?

Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить?

Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым  в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. (См. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества)

С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

1. Основные вопросы для изучения

2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам

3.  Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

4. Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

2. Разработка плана по самообразованию

3. Определение источников информации

4. Изучение теоретических источников

5.  Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

7. Подготовка отчета по теме самообразования

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Методическая служба района, учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:

1. Содержание деятельности

2. Субъект выполнения

3. Сроки выполнения

Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:

1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

3. Имеет место научная обоснованность плана

4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартина, Н.  Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

2. Бабкина, Т.А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/ Т.А.Бабкина// Кіраванне ў адукацыі .- 2006.-№12

3.Смоляк, В.С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В.С.Смоляк// Кіраванне ў адукацыі.-2006.- №6.-С.42

4. Лапицкая, В.Н. Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности учителя/ В.Н.  Кіраванне ў адукацыі №5.-2005.-С.44

6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.-С. 20

7. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.-2005.-№7

8. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

9. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

10. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66

11. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителей на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Задача руководителей – создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования учителя, а также способствовали формированию мотивации достижения успеха. Одним из таких средств является карта профессионального роста, обязательная для ведения всеми педагогами общеобразовательных учреждений в районе. Благодаря заполнению карты профессионального роста администрация школы, методисты РУМК, педагоги могут проследить зависимость качества знаний по предмету от участия в методической работе.

Если все проводимые мероприятия не приносят должного результата, то методические службы советуют руководителям оказывать «Адресную помощь» педагогам с низким уровнем профессиональной компетенции.

Для подведения результатов методической работы за учебный год с 2008/2009 учебного года в районе введена технология рейтинговой оценки работы методических служб. Она проводится с целью совершенствования содержания и технологий образования (это предполагает качественное выполнение государственных стандартов, переход к 11-ти летнему обучению, внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса) и повышения эффективности управления в системе образования района (проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы).

Введение данной технологии позволит:

Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изменения в деятельности методических служб.

Во-вторых, проводить измерение и, соответственно, оценку текущего состояния деятельности, как на школьном, так и на районном уровне.

В-третьих, проводить не только нормативный, но и динамический анализ, позволяющий отслеживать динамику изменения показателя во времени.

Для этого разработана форма отчетности и инструкция по заполнению.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога

Самообразование педагогов будет  продуктивным если:

1. в процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;

2. педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений;

1. педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получение теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

2. программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

3. педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

4. осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Скачать весь матерал по самообразованию

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.